№4 (897) май 2016
Главная О журнале Рубрики Новости Бизнес-сообщество Архив номеров Реклама Контакты Партнеры Гороскоп от Романа Нечаева
 
Текущий номер
Мастер Блинов и его трактор
Контакты
Адрес редакции:
191036 Санкт-Петербург,
Невский пр., 111/3, лит. А
т. (812) 717-2742

Отдел новостей -
admiral@nevski.ru

 
Мастер Блинов и его трактор

Николай Гоголь как-то заявил, что в России – две беды: дураки и дороги. Думается, что писатель был не совсем прав. Главная наша беда – равнодушие, а умных людей у нас всегда хватало. Одним из них был мастер Фёдор Блинов. Равнодушным он не был, а свой недюжинный ум направил на преодоление второй гоголевской беды – плохих дорог.


 

 

Из крепостных графа Уварова

Фёдор Абрамович Блинов родился в 1831 году в Саратовской губернии в семье крестьян-старообрядцев, принадлежавших помещикам Уваровым. Известно, что наши староверы отличались трудолюбием и целеустремлённостью. Не была исключением и семья Блиновых. Отец работал в кузнице и приучал к этому сына. Фёдор был грамотным и с детства любил читать. Круг его чтения составляли не художественные произведения, а литература по технике и сельскому хозяйству. А первой прочитанной книгой стал опубликованный в 1785 году труд профессора земледелия Ивана Комова «О земледельных орудиях».

Молодым человеком Фёдор Блинов много работал на Волге, бывшей тогда главной торговой артерией России – сначала бурлаком, затем кочегаром, а потом и механиком на пароходе. Передовую по тем временам паровую технику будущий изобретатель освоил не по книгам, а на практике. После окончания навигации в зимнее время он продолжал трудиться в отцовской кузнице, ремонтируя сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства.

В 1861 г. согласно знаменитого манифеста Александра II российское крестьянство получило свободу. Для 30-летнего Фёдора Блинова этот год запомнился и тем, что именно тогда он женился, причём свой брак он скрепил в единоверческой церкви. «Единоверцами» в то время называли тех раскольников, которые, сохраняя старые обряды, признали Православную церковь. Таким образом, в это время Блинов официально считался принадлежащим к господствующей конфессии.

 

«Бесконечный рельс»

Опыт работы на пароходах заставил Фёдора Блинова задуматься над применением парового двигателя на суше – помимо идущего по рельсам паровоза. Сама по себе установка паровой машины на платформу удивительной уже не казалась. В то время в военных целях для транспортировки артиллерийских орудий использовались паровые локомобили – рутьеры. Однако из-за громоздкости паровой машины они были крайне неуклюжи, много весили и требовали специальной подготовки дорог. Именно последний недостаток и решил изжить волжский самоучка.

Оттолкнувшись от идеи паровоза, бегущего по специально изготовленным рельсам, Блинов додумался до идеи привычного нам гусеничного движителя. Изобретатель называл его по-другому – «цепообразным бесконечным рельсом». Технический язык той эпохи так описывал суть изобретения Блинова: «При движении вагона колеса катятся по гладкой цепообразной поверхности рельсов. Лежащий же на колесах рельс будет переходить в переднюю направляющую, укладывающую путь для дальнейшего движения, между тем как задняя направляющая снимет с дороги и передаст рельсы на следующую впереди направляющую. Таким образом, впереди вагона будет строиться по желаемому направлению постоянный бесконечный путь».

Зимой 1877/1878 года Фёдор Блинов отправился в столичный Петербург. Здесь он начал хлопотать о внедрении своего изобретения. Не оглядываясь на своё крестьянское происхождение, русский механик-самоучка сумел добраться до самых верхов власти и представить свой проект министру путей сообщения Константину Посьету. В 1879 году Блинов получил привилегию (то есть патент) «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

Несмотря на признание, до практической реализации блиновского проекта дело не дошло. В письме из Министерства путей сообщения за гусеничным вагоном Блинова признавалось «достоинство в достижении уменьшения в силе тяги от 6 до 7 раз сравнительно с обычным способом передвижения грузов по шоссе», однако заключение о практическом применении устройства изобретатель не получил: чиновники усомнились в прочности гусеничной цепи, «способной разрываться в сопряжениях при неровностях пути», а также ввиду «отсутствия достаточной игры в желобчатом рельсе при прохождении кривых».

 

Трактор его мечты

Отказ не смутил Блинова. В течение нескольких месяцев в губернском городе Саратове он занимался сооружением гусеничной платформы по своему инженерному проекту. В 1881 году она вышла на испытания. К радости местной публики, инженерная платформа с «самодвижущимися рельсами», на которую взобралось более 30 взрослых мужиков и было загружено 2000 кирпичей общим весом 550 пудов, была двинута силой двух лошадей. Скорость, конечно, была невысока, но быстрота передвижения для конструктора не была первостепенной.

В 1881 году Блинов основал собственное предприятие по изготовлению новых и б\у стеллажей. Но производило оно не гусеничные повозки, а стеллажи, пожарные насосы и другое оборудование собственной конструкции. В нашей стране, где большая часть построек в то время были  деревянными, пожарная техника и стеллажное оборудование, в том числе незаменимые полочные стеллажи, была крайне востребована потребителем. А в свободное время стареющий Фёдор Блинов с помощью сыновей и многочисленных помощников работал над осуществлением своей мечты – создания транспортного средства на гусеничном ходу с паровым двигателем.

Без помощи со стороны соответствующих государственных органов, без поддержки со стороны предпринимателей на свои собственные средства он сумел построить такой «самоход», о котором он мечтал. Каждую из двух гусениц приводила в движение отдельная паровая машина. После неоднократных испытаний в окрестностях своей компании, производящей полочные б/у  стеллажи для склада в 1896 г., после чего результат был представлен на ярмарке в Нижнем Новгороде. К расстройству изобретателя, «самоход» его мечты получил только похвальный отзыв, тогда как представленная им в другом разделе инженерной техники пожарная машина заслужила бронзовую медаль.

К сожалению, время паровых машин безвозвратно уходило, ведь общество уже было на пороге победного шествия более компактного, мощного и экономичного двигателя внутреннего сгорания, а в Германии уже 10 лет тарахтели первые автомобили… В последние годы жизни Фёдор Блинов занимался приспособлением двигателя внутреннего сгорания для своего «самохода». В 1902 г. конструктор скончался на 71-м году жизни. Годом раньше в США начал производиться первый серийный трактор на гусеничном ходу. А через 12 лет, в 1912 году пошёл в серию первый трактор современного типа – с двигателем внутреннего сгорания. Но в России помнят, что предшественник гусеничного трактора впервые был создан на волжской земле русским мастером Фёдором Блиновым.

 
 
Подписи:
 
Трактор без подписи
 

До 1861 года Фёдор Блинов числился крепостным графа Сергея Уварова, министра народного просвещения и президента Академии наук, автора знаменитой формулы «православие – самодержавие – народность». Согласно семейному преданию, граф знал будущего изобретателя и ценил его за природный ум

 

Один из первых конструкторов советских тракторов, Яков Васильевич Мамин, постигал азы мастерства у Фёдора Блинова

 

 
Комментарии
Новости RSS
При наборе скорости на взлетной полосе самолет резко затормозил из-за ложно сработавшей сигнализации. На борту находились, среди прочих, глава Минкультуры Владимир Мединский, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов и глава комитета ГД по культуре Станислав Говорухин.
25 Apr 2017 18:00:00 +0300
 
Президент РФ Владимир Путин во вторник в ходе посещения НПО "Сатурн" — одного из ведущих предприятий "Объединенной двигателестроительной корпорации" (входит в госкорпорацию "Ростех") — дал старт масштабному проекту в сфере импортозамещения — производству в России корабельных газотурбинных двигателей, которые призваны заменить ранее закупаемые у украинского предприятия силовые установки.
25 Apr 2017 15:33:51 +0300
 
Официальный представитель президента России Дмитрий Песков прокомментировал отключение ЛНР от энергоснабжения со стороны Украины. По мнению Кремля, таким образом Киев отторгает восточные территории и саботирует минский процесс.
25 Apr 2017 17:34:56 +0300
 
"По данным наших источников, отмечено прибытие в расположение частей, находящихся в зоне так называемой АТО, военных инструкторов из США с целью участия в проверке переданного ранее военного имущества", - заявил он. Басурин добавил, что это является "не единственной целью приезда американцев".
25 Apr 2017 16:38:29 +0300
 
Серия книг "Портреты современников"
Соавторство: Элла Самойленко и Елена Бабич
 
О журнале        Рубрики        Новости        Бизнес-сообщество        Архив номеров        Реклама        Контакты        Партнеры        Гороскоп от Романа Нечаева        
 
admiral@nevski.ru
(c) Журнал Право Информ, 2009
Главная Пишите нам Карта сайта
Х


регистрация