№37 (801) от 9 сентября 2013
Главная О журнале Рубрики Новости Бизнес-сообщество Архив номеров Реклама Контакты Партнеры Гороскоп от Романа Нечаева
 
Текущий номер
Закон о бухгалтерском учете: анализ нормативного содержания
Контакты
Адрес редакции:
191036 Санкт-Петербург,
Невский пр., 111/3, лит. А
т. (812) 717-2742

Отдел новостей -
admiral@nevski.ru

 
Закон о бухгалтерском учете: анализ нормативного содержания
Старший преподаватель юридического факультетаСанкт-Петербургского государственного экономического университета,адвокат Мосолкин Сергей Леонидович
Старший преподаватель юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного
экономического университета,
адвокат Мосолкин Сергей Леонидович
«Отрасль права»
или «отрасль законодательства»?
(бухгалтерское законодательство и бухгалтерские
нормативные акты в системе российского
законодательства)
(продолжение)
…Таким образом, дефиниция «аудит» не предполагает иного, кроме как бухгалтерско-правового, применения и понимания.
Классификатор правовых актов действует в редакции Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. N 1129 «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации», т. е. изменения вносились уже после принятия первого закона об аудиторской деятельности, но термин «экологический аудит» и в классификаторе, и в законе об охране окружающей среды остаётся.
Для юриста такое вольное обращение с юридическими терминами «режет слух». Это всё равно, что использовать в качестве синонимов слова: «вор», «мошенник», «грабитель», «разбойник», «бандит», а по юридической сути – разных терминов Уголовного кодекса (уголовных составов преступлений): вор (уголовный состав «кража» – ст. 158 УК РФ), мошенник (уголовный состав «мошенничество» – ст. 159 УК РФ), грабитель (уголовный состав «грабеж» – ст. 161 УК РФ), разбойник (уголовный состав «разбой» – ст. 162 УК РФ), бандит (уголовный состав «бандитизм» – ст. 209 УК РФ).
Классификация правовых актов в виде Классификатора, как следует из преамбулы Указа Президента № 511, создана в целях унификации банков данных правовой информации. Однако, в отличие от Классификатора 1993 года, данная классификация при всех положительных её моментах (как попытка создать компромисс между всеми российскими законами, которые не единообразно определяют виды нормативных правовых актов, по предмету правового регулирования*) не всегда соответствует статьям конкретного закона, призванного регулировать эти правоотношения. На примере «нашего» (бухгалтерского) закона это выглядит так: ст. 3 старого закона и ст. 4 нового закона определяют предметом правового регулирования законодательства – «бухгалтерский учёт» («Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте»), но в Классификаторе предмет правового регулирования определён как «бухгалтерский учет и финансовая отчетность» («080.150.000  Бухгалтерский учет и финансовая отчетность»), а также – «учет, отчетность, статистика» («020.030.090  Учет. Отчетность. Статистика»).
Для сравнения: в Классификаторе 1993 года виды нормативных правовых актов, по предмету правового регулирования «бухгалтерский учёт», определялись (при всех достоинствах и недостатках данной классификации) в соответствии с законом и выглядело так:
090.000.000  Законодательство о финансах и кредите
090.135.000     Бухгалтерский учет
090.150.000     Аудиторская деятельность.
Восполнив системный пробел о нормативных документах высшей юридической силы (нормативных правовых актах) – законодательстве о бухгалтерском учёте (ст. 3 старого закона и ст. 4 нового закона)**, перейдём к нормативным актам статьи 21, относящимся не к законодательству, а к техническим нормативным актам в области регулирования бухгалтерского учёта. В старом законе подобной статьи не было. Как уже было сказано, название статьи 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» явно неудачно***.
Итак, п. 1 ст. 21 закона определяет два вида нормативных актов в области регулирования бухгалтерского учёта: 1) стандарты (федеральные, отраслевые и локальные стандарты экономического субъекта); 2) рекомендации в области бухгалтерского учёта.

Федеральные и отраслевые стандарты
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (ст. 21 п. 2).
Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности (п. 4 данной статьи), а особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности устанавливают отраслевые стандарты (п. 5 данной статьи).
В целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов принимаются рекомендации в области бухгалтерского учета (п. 7 данной статьи).
В отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, а также форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, могут приниматься рекомендации в области бухгалтерского учета (п. 9 данной статьи).

Федеральные стандарты
Федеральные, как и отраслевые, стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (ст. 21 п. 2).
Согласно ст. 21 п. 3 федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
Комментарий: Федеральные стандарты устанавливают «порядок» классификации объектов (ст. 1 п. 2 старого закона, ст. 5 нового закона) бухгалтерского учёта. Почему устанавливают порядок классификации объектов, а не саму их классификацию?
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
Комментарий: Объекты (ст. 1 п. 2 старого закона, ст. 5 нового закона) бухгалтерского учёта подлежат денежному измерению. Денежное измерение объектов бухгалтерского учёта производится в валюте Российской Федерации (ст. 12 п. 1, 2).
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
Комментарий: Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (ст. 12 п. 3).
4) требования к учетной политике, в том числе к
определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
Комментарий: Согласно п. 4 данной статьи федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику) организаций бюджетной сферы.
Учётной политике в законе посвящена ст. 6. п. 3, 4 старого закона и ст. 8 нового. Исходя из содержания ст. 6. п. 3 старого закона, ст. 8 и ст. 21 пп. 11–14 нового закона можно сделать вывод, что Учётная политика является стандартом экономического субъекта (локальным нормативным актом).
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
Комментарий: План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации (п. 6 данной статьи).
Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы.
Подпункты 6–9 посвящены бухгалтерской отчётности (комментарий – см. ниже):
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

*    т. е. правового регулирования соответствующих общественных отношений
**    начало – см. в ж. «ПравоИнформ» № 15, 08 апреля 2013 г. – С. 16–17
***    там же – С. 16



Продолжение в следующем номере
(полный текст опубликованного в журнале комментария размещен на сайте – http://www.nevski.ru 
в разделе «Дни юриста» на нашей «Горячей линии»)

 
Комментарии
Новости RSS
Ранее сообщалось, что США готовы нанести упреждающий удар по военным объектам КНДР, если Пхеньян решится еще на одно ядерное испытание. Северная Корея заявила, что в этом случае осуществит превентивный удар.
28 Apr 2017 04:37:23 +0300
 
Дальнейшую "изоляцию" России в ООН назвали одной из заслуг президента США Дональда Трампа за первые 100 дней у власти. Белый дом составил список, в котором перечислил достижения американского лидера.
28 Apr 2017 02:52:00 +0300
 
Судно "Ашот-7", после столкновения с которым в Черном море затонул российский разведывательный корабль "Лиман", может продолжить плавание, поскольку не понесло серьезного ущерба. Об этом сообщает AP со ссылкой на министра транспорта Турции Ахмета Арслана.
27 Apr 2017 18:47:00 +0300
 
В МИД напомнили, что доклад французских спецслужб стал третьим – после турецкого и британского – национальным расследованием предполагаемого применения химического оружия в провинции Идлиб.
27 Apr 2017 22:16:30 +0300
 
Серия книг "Портреты современников"
Соавторство: Элла Самойленко и Елена Бабич
 
О журнале        Рубрики        Новости        Бизнес-сообщество        Архив номеров        Реклама        Контакты        Партнеры        Гороскоп от Романа Нечаева        
 
admiral@nevski.ru
(c) Журнал Право Информ, 2009
Главная Пишите нам Карта сайта
Х


регистрация