№23 (737) от 11 июня 2012
Главная О журнале Рубрики Новости Бизнес-сообщество Архив номеров Реклама Контакты Партнеры Гороскоп от Романа Нечаева
 
Текущий номер
Комментарий к федеральному закону о бухгалтерском учёте
Контакты
Адрес редакции:
191036 Санкт-Петербург,
Невский пр., 111/3, лит. А
т. (812) 717-2742

Отдел новостей -
admiral@nevski.ru

 
Комментарий к федеральному закону о бухгалтерском учёте
по старому закону
по новому закону
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета
Статья 22. Субъекты регулирования бухгалтерского учета

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

1. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

 

2. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).


Субъекты государственного регулирования бухгалтерского учёта
(субъекты государственно-правовых отношений в области бухгалтерской
деятельности в Российской Федерации)

В соответствии со ст. 5 старого закона общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации (п.1) и Министерством финансов РФ (п.2). Право регулирования бухгалтерского учета может быть предоставлено федеральными законами и другим органам, которые, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации (п. 2):
а) планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их заполнению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта.
Статья 5 п. 2 этого закона не указывала, каким конкретно органам предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, что делало возможным расширять перечень таких органов до бесконечности.
В статье 5 отсутствует ссылка на статью 13 п. 3, где установлены дополнительные полномочия Министерства финансов Российской Федерации и других органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Соответственно, ст. 5 требовала дополнения, со ссылкой на ст. 13 п. 3 Закона.
Таким образом, руководство бухгалтерским учётом государство осуществляет через свои органы – органы федеральной государственной власти. Под органами федеральной государственной власти, как субъектами государственно-правовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 10), понимаются: органы государственной власти (законодательной – ст. 94, Федеральное Собрание РФ; исполнительной – ст. 110, Правительство РФ; судебной – ст. 118). Полномочия федеральной государственной власти осуществляют Президент РФ и Правительство РФ через создаваемые ими органы государственного управления – Федеральные органы исполнительной власти (ст. 78), т. е. министерства и ведомства, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Сделаем по ходу ремарку, что эти органы одновременно являются и субъектами бухгалтерско-правовых отношений как хозяйствующие субъекты.
По новому закону согласно ст. 22 п. 1 органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации теперь являются только два субъекта: уполномоченный федеральный орган, под которым, очевидно, имеется ввиду Министерство финансов России (его функции изложены в ст. 23 п. 1) и Центральный банк Российской Федерации ст. 22 п. 2 (его функции изложены в ст. 23 п. 2).


Как видим, от Правительства Российской Федерации отошла функция общего методологического руководства бухгалтерским учетом, так как среди органов государственного регулирования бухгалтерского учета оно не названо.
При этом можно сделать вывод, что названные функции уполномоченного федерального органа являются функциями «по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности» согласно пункта 2 статьи 3. Здесь законодатель в очередной раз допускает системное противоречие. В статье 1 п.1  он устанавливает иерархию, определяя как целое «бухгалтерский учёт» (система) и «в том числе» составной элемент «бухгалтерская отчётность» (подсистема). В пункте 2 статьи 3 система (сфера бухгалтерского учёта) «и» подсистема (бухгалтерская отчётность) поставлены на один уровень.
Статья 2 п.1 содержит исчерпывающий (закрытый) перечень субъектов государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. «Уполномоченный федеральный орган» назван в единственном числе. В новом законе, в отличие от старого, нет, кроме перечисленных, иных органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта. Но далее законодатель об этом забывает. Иначе, как объяснить, что в ст. 25 ч.3 появляется ещё неопределённый круг органов – «органы государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности».

Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета
(общественное партнёрство с субъектами государственно-правовых отношений в области бухгалтерской деятельности)
Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета

Статья 23. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета,

1. Уполномоченный федеральный орган:
руководствуясь законодательством Российской Федерации,
 

разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

    а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

 

    б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету,

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

 
Глава 3. Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности
 

п. 3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

 
 

5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета
 

п. 2. в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

 
 

7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 
2. Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции:
 
1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;

 
3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
 

4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

 

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 
 
 

 
Комментарии
Новости RSS
Ранее сообщалось, что США готовы нанести упреждающий удар по военным объектам КНДР, если Пхеньян решится еще на одно ядерное испытание. Северная Корея заявила, что в этом случае осуществит превентивный удар.
28 Apr 2017 04:37:23 +0300
 
Дальнейшую "изоляцию" России в ООН назвали одной из заслуг президента США Дональда Трампа за первые 100 дней у власти. Белый дом составил список, в котором перечислил достижения американского лидера.
28 Apr 2017 02:52:00 +0300
 
Судно "Ашот-7", после столкновения с которым в Черном море затонул российский разведывательный корабль "Лиман", может продолжить плавание, поскольку не понесло серьезного ущерба. Об этом сообщает AP со ссылкой на министра транспорта Турции Ахмета Арслана.
27 Apr 2017 18:47:00 +0300
 
В МИД напомнили, что доклад французских спецслужб стал третьим – после турецкого и британского – национальным расследованием предполагаемого применения химического оружия в провинции Идлиб.
27 Apr 2017 22:16:30 +0300
 
Серия книг "Портреты современников"
Соавторство: Элла Самойленко и Елена Бабич
 
О журнале        Рубрики        Новости        Бизнес-сообщество        Архив номеров        Реклама        Контакты        Партнеры        Гороскоп от Романа Нечаева        
 
admiral@nevski.ru
(c) Журнал Право Информ, 2009
Главная Пишите нам Карта сайта
Х


регистрация