№19 (733) от 14 мая 2012
Главная О журнале Рубрики Новости Бизнес-сообщество Архив номеров Реклама Контакты Партнеры Гороскоп от Романа Нечаева
 
Текущий номер
Комментарий к федеральному закону о бухгалтерском учёте
Контакты
Адрес редакции:
191036 Санкт-Петербург,
Невский пр., 111/3, лит. А
т. (812) 717-2742

Отдел новостей -
admiral@nevski.ru

 
Комментарий к федеральному закону о бухгалтерском учёте
по старому закону
по новому закону

Глава I. Статья 7. Главный бухгалтер

Глава 2. Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером

8. В случае возникновения разногласий «…» между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

по осуществлению отдельных хозяйственных операций

«в отношении ведения бухгалтерского учета»

документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.


Таким образом, анализ норм, посвящённых главному бухгалтеру, позволяет сделать вывод, что теперь роль главного бухгалтера сводится к роли статиста. Теперь он не обеспечивает 1) соответствие законодательству Российской Федерации осуществляемых экономическим субъектом хозяйственных операций, 2) контроль за движением имущества (а соответственно и контроль за дальнейшей судьбой этого имущества), 3) контроль за выполнением обязательств (ст. 7 п. 3 старого закона).
Можно согласиться, что первая функция с главного бухгалтера снята в целях его правовой защиты в связи с тем, что не всегда главный бухгалтер по своим психологическим качествам может противостоять давлению со стороны руководителя, но согласиться со снятием с него двух других функций нельзя.
Сняв с главного бухгалтера функцию контроля за движением имущества, законодатель убрал «последний барьер», стоявший на пути руководителя, задумавшего хищение капиталов (как денежных, так и материальных), особенно в бюджетной сфере.
Сняв с главного бухгалтера функцию контроля за выполнением обязательств, законодатель снял ответственность с главного бухгалтера за своевременность расчётов по обязательствам экономического субъекта. Правда, руководитель экономического субъекта может внести такую обязанность главному бухгалтеру или аналогичному должностному лицу в его должностную инструкцию, включить в договор на бухгалтерское обслуживание, но каждый ли руководитель догадается это сделать?
Вместо ответственности главного бухгалтера «по осуществлению отдельных хозяйственных операций» (в соответствии со старым законом), ответственность главного бухгалтера теперь только «в отношении ведения бухгалтерского учёта» (в соответствии с новым законом). То есть, обязанность главного бухгалтера, а соответственно, и корреспондирующая ей ответственность, заключается только в соответствии хозяйственной операции её документальному оформлению, а законность хозяйственной операции его волновать не должна. По смыслу ст. 7 п. 8 пп. 2, ответственность за это несёт руководитель экономического субъекта, и то – только в части движения денежных средств (но за движение других материальных средств он ответственности не несёт!???).
Также необходимо было бы включить в закон дополнительную норму о том, что в целях правовой защиты главного бухгалтера в период с момента трудоустройства и до момента приёма дел по должности, обязанности по ведению бухгалтерского учёта лежат на руководителе предприятия (в случае когда должность главного бухгалтера вакантна и отсутствует лицо, временно исполняющее обязанности по должности главного бухгалтера) в соответствии со ст. 6 п. 2 пп. «г» старого закона, ст. 7 п. 3 нового закона. При этом акт о приёме дел и должности главным бухгалтером не может быть подписан ранее, чем через десять рабочих дней после назначения на должность главного бухгалтера. Право подписания бухгалтерских документов появляется у главного бухгалтера с момента подписания акта. В акте приёма дел и должности должно быть отражено: наличие, состояние ведения и хранения документов согласно номенклатуры дел организации, а также состояние бухгалтерского учёта.
Заканчивая вопрос о субъектах бухгалтерской деятельности и субъектах бухгалтерских правоотношений, хотелось бы услышать в законе объяснение законодателя: какие особенности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, особенности специального счетоводства либо иные причины обусловили необходимость предъявления особых требований к главному бухгалтеру, работающему (осуществляющему свою бухгалтерскую деятельность) в этих организациях.

1.3. Субъекты регулирования
бухгалтерского учёта

Государство в процессе осуществления государственной власти и управления выступает регулятором правовых отношений, в которые вступают хозяйствующие субъекты по самым разным вопросам их деятельности, в том числе по вопросам бухгалтерского учета.
Учитывая, что в соответствии со ст. 71 пп. «р» Конституции Российской Федерации официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, могут быть только федеральные органы.
Из этого исходил старый закон (ст. 5). Однако на практике, посильную лепту пытались внести и саморегулируемые организации. Новый закон закрепил фактическое положение дел, то есть закрепил сложившиеся общественные отношения, правовой обычай* (обычай делового оборота)** в сфере регулирования бухгалтерского учёта. В новом законе предусмотрено, что, помимо субъектов государственного регулирования (органов государственного регулирования – ст. 22 ч. 1, ст. 23), регулирование бухгалтерского учёта осуществляют субъекты негосударственного регулирования (ст. 22 ч. 2, ст. 24). Новый закон, вводя понятие «субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 22 ч. 2), почему-то (очевидно, ввиду несистемности мышления его составителей) не вводит понятие «субъектов государственного регулирования», а называет их «органы государственного регулирования». По причине несистемности мышления, очевидно, законодатель не определяет, к какому субъекту он относит ещё один субъект регулирования бухгалтерского учёта – Совет по стандартам бухгалтерского учёта (ст. 25).


* следует отметить, что закон пункты статей называет частями (например, см. ст. 7 п.6). Так как пункты статей традиционно, с точки зрения юридической техники, называются частями в судебно-процессуальном законодательстве, то в статьях настоящего закона нормы следовало бы называть «пункты», а не «части».
* Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного периода времени. Санкционирование превращает это правило в юридическую норму (Зябкин А. И. Основы теории государства и права. СПб.; ВМА им. Н. Г. Кузнецова, 1995. – С. 25
** ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Следует отметить, что обычай делового оборота (деловой обычай) в бухгалтерском учёте присутствовал всегда, правда «по умолчанию»

 
Комментарии
Новости RSS
Ранее сообщалось, что США готовы нанести упреждающий удар по военным объектам КНДР, если Пхеньян решится еще на одно ядерное испытание. Северная Корея заявила, что в этом случае осуществит превентивный удар.
28 Apr 2017 04:37:23 +0300
 
Дальнейшую "изоляцию" России в ООН назвали одной из заслуг президента США Дональда Трампа за первые 100 дней у власти. Белый дом составил список, в котором перечислил достижения американского лидера.
28 Apr 2017 02:52:00 +0300
 
Судно "Ашот-7", после столкновения с которым в Черном море затонул российский разведывательный корабль "Лиман", может продолжить плавание, поскольку не понесло серьезного ущерба. Об этом сообщает AP со ссылкой на министра транспорта Турции Ахмета Арслана.
27 Apr 2017 18:47:00 +0300
 
В МИД напомнили, что доклад французских спецслужб стал третьим – после турецкого и британского – национальным расследованием предполагаемого применения химического оружия в провинции Идлиб.
27 Apr 2017 22:16:30 +0300
 
Серия книг "Портреты современников"
Соавторство: Элла Самойленко и Елена Бабич
 
О журнале        Рубрики        Новости        Бизнес-сообщество        Архив номеров        Реклама        Контакты        Партнеры        Гороскоп от Романа Нечаева        
 
admiral@nevski.ru
(c) Журнал Право Информ, 2009
Главная Пишите нам Карта сайта
Х


регистрация